Как восстановить бухгалтерский учет

Необходимость восстановления бухгалтерского учета на предприятии может возникнуть по многим причинам.

  • Неквалифицированное ведение первичной документации и неизбежные ошибки в бухгалтерской отчетности;
  • Отсутствие необходимого качественного программного обеспечения в бухгалтерии и квалифицированных специалистов;
  • Частая смена бухгалтеров, незаинтересованность временных работников или же полное отсутствие штатного бухгалтера на протяжении определенного времени;
  • Возникновение форс-мажорных обстоятельств, приведших к уничтожению, порче или потере бухгалтерских данных и документов.

Данный перечень причин является неполным, но наличие одного из факторов требует того, чтобы руководство начало проводить мероприятия по восстановлению бухгалтерского учета. Иногда руководители фирм принимают решение о ликвидации юридического лица, так как восстановление бухгалтерского учета – работа кропотливая, трудоемкая. Но для сохранения компании, которая не первый год является успешным участником рынка, процедуры восстановления не избежать.

На первом этапе проводятся аналитические работы по выяснению степени запущенности налогового и бухгалтерского учета, выявлению основных проблемных зон. В результате такой работы принимается управленческое решение о полном или частичном восстановлении. Полное восстановление бухгалтерского учета предполагает работу с документами за весь период деятельности компании и во всех хозяйственных зонах. Частичное восстановление может затронуть только один период, например, когда отсутствовал бухгалтер, или отдельный участок ведения бухгалтерского учета.

После этого наступает непосредственно восстановление бухгалтерской документации. Для начала руководитель инициирует полную или частичную инвентаризацию, которая должна предоставить данные для выявления соответствия или расхождений фактического наличия имущества предприятия с бухгалтерскими данными.
Далее проводится сбор и систематизация всех имеющихся документов на предприятии и проверка наличия первичной документации в частности. В случае отсутствия таковой, проводится восстановление накладных, счетов-фактур, ордеров и прочих первичных документов, на основании которых уже заполняются регистры аналитического и синтетического учета.

Особое внимание необходимо уделить вопросам сверки с поставщиками и покупателями предприятия. Тесное взаимодействие с партнерами позволяет быстро и точно восстановить необходимые документы. Параллельно с этим проводятся сверки с ИФНС и внебюджетными фондами.

После того, как основные данные бухгалтерского учета будут восстановлены, необходимо провести независимую аудиторскую проверку, которая подтвердит отсутствие ошибок в текущем бухгалтерском и налоговом учете. На основании полученных данных формируется недостающая обязательная отчетность в ИФНС, уплачиваются недоимки по налогам или перечисляется переплата по ним на счет предприятия. После этого можно считать, что бухгалтерский и налоговый учет на предприятии восстановлен и функционирует нормально.