Благодаря изменениям в законодательстве, при покупке недвижимости, осуществлении ремонта и оформлении ипотеки, Вы имеете право на возврат части понесенных расходов посредством имущественного вычета. Как получить имущественный вычет, какие документы для этого нужны и как рассчитать сумму вычета в различных ситуациях — об этом расскажет наша статья.
Право на имущественный вычет
Налоговый кодекс предусматривает, что имущественный вычет (ИВ) можно получить при улучшении жилищных условий тем или иным путем, а именно:
- при покупке квартиры (получение квартиры/комнаты в собственность, долевое участие при покупке жилья в новострое);
- при приобретении земельного участка под строительство жилья;
- при оформлении целевого кредита (банковская ипотека);
- при проведении ремонтных и строительных работ, направленных на улучшение жилищных условий.
Право на ИВ, то есть возврат части средств, ранее уплаченных на улучшение жилищных условий, имеют граждане РФ, получающие официальный доход, с суммы которого ежемесячно производятся отчисления НДФЛ в бюджет. По своей сути имущественный вычет — частичное возмещение суммы НДФЛ, удержанной из заработной платы собственника жилья.
Следует отметить, что право на имущественный вычет имеет как непосредственный владелец имущества, так и супруга/супруг, а также родитель (опекун), если непосредственным собственником выступает несовершеннолетний. Но при этом жилье, приобретенное у связанных лиц (родители, супруги, прочие родственники) имущественному вычету не подлежит.
Правила расчета имущественного вычета
Определяя сумму имущественного вычета, на которую Вы можете претендовать, следует учитывать два основных фактора:
- сумму средств, уплаченную на покупку квартиры, участка, проведение ремонта и т.п.;
- размер НДФЛ, который работодатель ежемесячно удерживает из Вашей зарплаты для последующего перечисления в бюджетные фонды.
Первый показатель может быть указан:
- в договоре купли-продажи (при покупке жилья или участка);
- в банковском договоре (при оформлении ипотеки);
- в договоре долевой собственности (при покупке жилья в новострое);
- в прочих подтверждающих документах (накладные, акты, квитанции, счета и т.п.) при проведении ремонта и строительства.
Для определения суммы НДФЛ, необходимой для расчета имущественного вчета, следует обратиться к работодателю за справкой, в которой будет указан размер удержанного и уплаченного подоходного налога за отчетный период.
При расчете ИВ следует принят во внимание следующие правила и ограничения:
- Размер ИВ не может превышать 13% от суммы, потраченной Вами на улучшение жилищных условий (покупка жилья, участка, ремонт, строительство и т.п.).
- В течение года Вы сможете вернуть сумму не больше той, что удержана работодателем и уплачена в бюджет в качестве НДФЛ за тот же год.
- Сумма ИВ по ипотеке, оформленной до 2008, не будет превышать 1 млн. руб.
- Вы можете рассчитывать на полный возврат ипотечных процентов только в том случае, если купили жилье до 2014 года. При данных условиях базой для ИВ выступает сумма, не превышающая 2 млн. руб.
Необходимые документы для получения вычета
Прежде чем начать процедуру оформления имущественного вчета, Вам следует позаботиться о сборе всех необходимых документов. Вот основные из них:
- паспорт (копия, заверенная Вашей подписью);
- справка 2-НДФЛ, которая подтверждает размер полученных Вами доходов и сумму удержанного работодателем НДФЛ;
- подтверждение проведенной процедуры улучшения жилищных условий (договор купли-продажи, соглашение о долевом участии, первичные
- документы при проведении ремонта и строительства);
подтверждение право собственности, выданное органами Росреестра; - заявление, составленное и подписанное собственноручно.
При особых обстоятельствах Вам также потребуется:
- ипотечный договор и выписка, подтверждающая уплату процентов (при оформлении целевого кредита);
- свидетельство о браке (рождении), договор опекунства при получении ИВ супругой/супругой, родителем/опекуном.
И конечно же, при оформлении ИВ не стоит забывать о налоговой декларации по форме 3-НДФЛ. Декларацию можно получить и заполнить непосредственно на месте подачи документов (в налоговой). Также Вы можете заблаговременно распечатать бланк с сайта налоговой службы, заполнить и предоставить вместе с остальными документами.
Оформление вычета: пошаговая инструкция
В полной мере позаботившись о всех необходимых документах, Вы можете переходить непосредственно к процедуре оформления ИВ. Существуют два варианта оформления ИВ — через органы налоговой службы (ОНС) или посредством работодателя.
Если Вы выбрали процедуру по первому варианту, то Вам необходимо:
- передать собранные бумаги в органы налоговой службы (лично или почтой);
- получить от ОНС ответ о результатах проверки документов и решение относительно получения вами ИВ (или отказ) в виде письма;
- в случае согласование получения ИВ — ожидать зачисления средств (как правило, они поступают в течение месяца после получения письменного согласования ИВ).
Оформляя ИВ через работодателя, после получения от ОНС согласования на получение ИВ, Вам необходимо передать бумагу непосредственно на место работы. Чаще всего, данными вопросами занимается бухгалтерия или отдел кадров. Вместе с письмом из налоговой Вам также нужно предоставить заявления о вычете НДФЛ. Данные документы выступят основанием для осуществления дополнительных выплат на ваш банковский счет до полного исчерпания суммы ИВ.